Как сделать стробоскопы на авто своими руками?

Делаем простой стробоскоп для установки зажигания своими руками

Как сделать стробоскопы на авто своими руками?

Светодиодный стробоскоп для установки зажигания позволяет быстро и с высокой точностью выставлять оптимальный угол опережения зажигания (УОЗ) в автомобиле. Данный параметр играет важную роль в корректной работе двигателя. Небольшое смещение в момент зажигания приводит к потере мощности, вследствие возросшего расхода топлива и перегрева двигателя.

Несмотря на большой ассортимент промышленно выпускаемых приборов для проверки и установки УОЗ, актуальность создания стробоскопа своими руками не потеряла смысл и в наши дни. Представленная схема самодельного стробоскопа для автомобиля не требует наладки после сборки и изготавливается из доступных деталей.

Принципиальная схема стробоскопа

Схема разработана и представлена в девятом издании журнала «Радио» в далеком 2000 году. Однако, благодаря своей простоте и надежности, остается актуальной и в наши дни.

В принципиальной электрической схеме стробоскопа для авто можно условно выделить 4 части:

  1. Цепь питания, состоящая из выключателя SA1, диода VD1 и конденсатора С2. VD1 защищает элементы схемы от ошибочной смены полярности. С2 блокирует частотные помехи, предотвращая сбои в работе триггера. Для подачи и отключения питания используется выключатель SA1, для этого подойдет любой компактный выключатель или тумблер.
  2. Входная цепь, которая состоит из датчика, конденсатора С1 и резисторов R1, R2. Функцию датчика выполняет зажим «крокодил», который закрепляется на высоковольтном проводе первого цилиндра. Элементы С1, R1, R2 представляют собой простейшую дифференцирующую цепь.
  3. Микросхема триггера, собранная по схеме двух однотипных одновибраторов, которые формируют на выходе импульсы заданной частоты. Частотозадающими элементами являются резисторы R3, R4 и конденсаторы С3, С4.
  4. Выходной каскад, собранный на транзисторах VT1-VT3 и резисторах R5-R9. Транзисторы усиливают выходной ток триггера, что отражается в виде ярких вспышек светодиодов. R5 задаёт ток базы первого транзистора, а R9 – исключает сбои в работе мощного VT3. R6-R8 ограничивают ток нагрузки, протекающий через светодиоды.

Принцип работы

Схема стробоскопа питается от автомобильного аккумулятора. В момент замыкания выключателя SA1, триггер DD1 переходит в исходное состояние. При этом на инверсных выходах (2, 12) появляется высокий потенциал, а на прямых (1, 13) – низкий потенциал. Конденсаторы С3, С4 заряжены через соответствующие резисторы.

Импульс с датчика, пройдя через дифференцирующую цепь, поступает на тактовый вход первого одновибратора DD1.1, что приводит к его переключению. Начинается перезаряд С3, который через 15 мс заканчивается очередным переключением триггера. Таким образом, одновибратор реагирует на импульсы с датчика, формируя на выходе (1) прямоугольные импульсы. Длительность выходных импульсов с DD1.1 определяется номиналами R3 и С3.

Второй одновибратор DD1.2 работает аналогично первому, уменьшая длительность импульсов на выходе (13) в 10 раз (примерно до 1,5 мс). Нагрузкой для DD1.2 служит усилительный каскад из транзисторов, которые открываются на время импульса. Импульсный ток через светодиоды ограничен исключительно резисторами R6-R8 и в данном случае достигает величины 0,8 А.

Не стоит пугаться столь большого значения тока. Во-первых, его импульс не превышает 1 мс, со скважностью в рабочем режиме не менее 15. Во-вторых, современные светодиоды обладают гораздо лучшими техническими характеристиками в сравнении с их предшественниками из 2000 года, когда эта схема впервые получила практическое применение. Тогда нужно было поискать светодиоды с силой света в 2000 мкд.

Сейчас белый LED (от англ. Light-emitting diode) типа C512A-5 мм от компании Cree с углом рассеивания 25° способен выдать 18000 мкд при постоянном токе в 20 мА. Поэтому использование сверхъярких светодиодов позволит значительно снизить ток нагрузки путём увеличения сопротивления R6-R8.

В-третьих, время пользования стробоскопом обычно не превышает 5-10 минут, что не вызывает перегрев кристаллов излучающих диодов.

Печатная плата и детали сборки

Самодельный стробоскоп для установки зажигания можно собрать как на недорогих отечественных радиоэлементах, так и на более прецизионных импортных элементах. Ниже представлена плата с применением отечественных компонентов для штыревого монтажа.

Плата в файле Sprint Layout 6.0: plata.lay6

Диод VD1 – КД2999В или любой другой с малым падением прямого напряжения. Конденсатор С1 должен быть высоковольтным с емкостью в 47 пФ и напряжением 400 В. Конденсаторы С2-С4 неполярные серии КМ-5, К73-9 на 0,068 мкФ 16 В. Все резисторы, кроме R4, типа МЛТ или планарные с номиналами, указанными на схеме. Подстроечный резистор R4 типа СП-3 или СП-5 на 33 кОм.

Триггер ТМ2 лучше использовать 561 серии, которая отличается высокой помехоустойчивостью и надёжностью. Но можно заменить его микросхемой 176 и 564 серии, учитывая их распиновку. Транзисторы VT1-VT2 подойдут КТ315 Б, В, Г или КТ3102 с большим коэффициентом усиления. Выходной транзистор – КТ815, КТ817 с любой буквенной приставкой. Светодиоды HL1-HL9 лучше взять сверхъяркие с малым углом рассеивания. Их располагают на отдельной плате по три в ряд. При отсутствии каких-либо деталей схемы их можно заменить более современными аналогами, немного усовершенствовав плату.

Готовую плату управления стробоскопа и плату со светодиодами удобно разместить в корпусе переносного фонарика. При этом необходимо предусмотреть отверстие в корпусе под регулятор R4, а в качестве SA1 можно использовать штатный выключатель.

Настройка

В схеме установлен подстроечный резистор R4, регулировкой которого можно добиться нужного визуального эффекта. Вращая ручку регулятора можно наблюдать, что уменьшение импульса тока ведёт к недостатку освещенности меток, а увеличение – к размытости. Поэтому во время первого запуска стробоскопа необходимо подобрать оптимальную длительность вспышек.

Длина экранированного провода от печатной платы к датчику не должна превышать 0,5 м. В качестве датчика подойдет 0,1 м медного проводника, припаянного к центральной жиле экранированного провода. В момент подключения его наматывают на изоляцию высоковольтного провода первого цилиндра автомобиля, делая 3 витка. Для повышения помехоустойчивости намотку производит максимально близко к свече. Вместо медного проводника можно взять зажим типа «крокодил», который также следует припаять к центральной жиле, а его зубья слегка загнуть внутрь, чтобы не повредить изоляцию.

Установка УОЗ стробоскопом

Прежде чем рассмотреть работу автомобильного стробоскопа, нужно понять суть стробоскопического эффекта. Если движущийся в темноте объект на мгновение осветить вспышкой, то он будет казаться застывшим в месте, где произошла вспышка. Если на вращающееся колесо нанести яркую метку и освещать его яркими вспышками, совпадающими по частоте с частотой вращения колеса, то в момент вспышек можно зрительно фиксировать местоположение метки.

Перед регулировкой момента зажигания автомобиля наносят две метки: подвижную на коленчатом валу (маховике) и стационарную – на корпусе двигателя. Затем присоединяют датчик, подают питание на стробоскоп и включают двигатель в режим холостого хода. Если во время вспышек метки совпадают, то УОЗ выставлен оптимально. В противном случае следует произвести корректировку до полного их совпадения.

Представленный стробоскоп для установки зажигания, собранный своими руками, позволит за несколько минут отладить систему зажигания автомобиля. В результате корректировки вырастет КПД двигателя и увеличится срок его службы.

Источник: https://ledjournal.info/shemy/stroboskop-dlya-ustanovki-zazhiganiya.html

Как сделать автомобильный стробоскоп своими руками

Как сделать стробоскопы на авто своими руками?

Интерес современного автомобилиста не ограничивается вниманием к авто как средству перемещения. Во многом важен тот эффект и впечатление, которые можно произвести на всех участников движения. После повсеместного запрета на имитаторы мигалок правоохранителей и служебных авто, как-то неожиданно мода на стробоскоп на решетке и двойной сигнал стала набирать силу.

Большинство приведенных схем не предназначены для полной имитации сигналов служебных авто, это, скорее, чисто спортивный интерес. А кому и за что платить штрафы, решает каждый сам, исходя из своих возможностей.

Существует несколько простых способов организовать стробоскоп на авто, все зависит от количества сил и средств, которые позволительно потратить для постройки автомобильного стробоскопа. Чаще всего стараются получить максимально реалистичное мерцание ламп стробоскопа.

Проверено на практике несколько простых схем светодиодных стробоскопов для авто:

  • по самой простой схеме с использованием двух реле 494.3787;
  • на основе таймера 555 и схемы к561ие8;
  • на микроконтроллере PIC12F675;
  • на элементной базе транзисторах 315 серии.

Собираем автомобильный стробоскоп своими руками

Самым простым способом построить надежную схему на авто будет использование парочки реле от системы индикации поворотов газели, стартерного реле и парочки подстроечных резисторов. Такую схему стробоскопа легко собрать своими руками, при этом не потребуется даже специальных знаний или навыков.

Указанная схема предусматривает подключение к системе дневных огней авто. При желании можно переключать подключенные дневные ходовые огни или мигалки стробоскопа. Преимуществом подобного подхода является отсутствие в схеме чувствительных к перегрузке электронных компонентов. Релюшки, даже в случае перегрузки электроцепи, в большинстве случаев останутся целыми, хотя могут привести к перегоранию предохранителей.

Для построения схемы стробоскопа требуется следующее.

  1. Вначале разбираем корпус реле поворотов и аккуратно удаляем постоянный резистор белого цвета с многочисленными поперечными цветными полосками.
  2. В переменном сопротивлении в 20-25 кОм подпаиваем средний электрод к одному из боковых.
  3. Впаиваем переменное сопротивление вместо удаленного элемента таким образом, чтобы после обратной сборки поворотный шток переменного резистора можно было бы свободно вращать.
  4. Собираем схему, аналогичную процедуру проводим со вторым реле.
  5. Собираем изображенную на рисунке схему, и после подачи питающего напряжения поворотом управляющих штоков, подбираем и синхронизируем частоту мигания лампочек стробоскопа на авто.

Если использовать переменное сопротивление в 450 кОм, частота миганий будет значительно меньше, но для более точного подбора частоты мигания можно подобрать несколько разных сопротивлений и добиться необходимой частоты.

Построение схемы на основе микропроцессора

Наиболее «продвинутые» в основах микроэлектроники автолюбители считают, что самой эффективной будет схема стробоскопа на основе контроллера. На микроконтроллере PIC12F675 схема будет иметь возможность обеспечить импульсы тока до одного ампера с регулируемой длительностью.

Схема стробоскопа для авто проста в сборке своими руками. В качестве нагрузки чаще всего применяют пакет из светоэлементов, с возможностью изменять частоту мерцаний стробоскопа на светодиодах. Сам процессор управляет двумя мощными транзисторами КТ817 и может выдать семь различных комбинаций сигналов. Сама система достаточно распространена в промышленных схемах служебных мигалок, особенно для простых систем стробоскопов на решетке радиатора авто.

Самым неприятным в подключении подобных схем является высокая чувствительность любых микропроцессоров к превышению напряжения или возникновению режима короткого замыкания. Поэтому при сборке и пайке обязательным условием является использование хорошего заземления. Кроме того, в работе обязательно использование стабилизированного питания, обычно для этих целей используется схема на спаренном низковольтном стабилитроне.

При подключении схемы стробоскопа в цепь электропроводки авто необходимо предварительно полностью отключить питание от аккумуляторной батареи, запуск и испытание схемы категорически запрещается проводить при отсутствии нагрузки.

Полицейский стробоскоп своими руками на логическом счетчике

Для получения эффекта, сходного с мерцанием светодиодов в стробоскопе на служебных моторах правоохранителей, можно воспользоваться интересным вариантом на логическом счетчике 561 серии и 555 таймера. Схема получается несколько сложнее предыдущих разработок, но при наличии пары часиков свободного времени и умения паять, можно собрать небольшую самоделку на печатной плате.

В качестве нагрузки используются пакеты из светодиодов с общим потребляемым током не более 3А, при желании можно заменить маломощными галогенными лампами с общей потребляемой мощностью до 30 Вт.

Спецификой построения подобной схемы стробоскопа на светодиодах является интересная особенность формирования управляющего сигнала. Микросхема на 555 сборке выступает в роли источника управляющего сигнала, поступающего на вход счетчика. Не вдаваясь в особенности работы стробоскопа, можно только отметить, что схема зажигания и гашения светодиодов скопирована с стробоскопа полицейского авто.

Импульсы прямоугольной формы подаются на счетчик и суммируются. После определенного программируемого времени потенциал на управляющем контакте меняется с высокого на низкий.

Работает стробоскоп примерно так: каждый из пакетов светодиодов вспыхивает, дает некоторое запрограммированное количество вспышек и гаснет, далее сигнал передается следующему пакету светодиодов и так в циклическом режиме.

Важно! В качестве управляющих ключей в схеме стробоскопа использованы мощные КТ819 или биполярные КТ818, что позволяет управлять большими токами в нагрузке.

Для питания 555 микросхемы максимальное напряжение питания нельзя увеличивать более 18 Вольт, на больший диапазон работы стабилизатор не рассчитан, и сохраняет работоспособность схемы даже при падении напряжения до 5 В.

Как сделать стробоскоп своими руками на простых запчастях

Самым бюджетным способом построить стробоскоп на светодиодах своими руками будет не покупать кучу запчастей на радиорынке за пару тысяч, а попытаться использовать старые советские или китайские запчасти.

В качестве источника сигнала используем микруху 155 серии, можно АГ1. После подачи питания микросхема устанавливает на управляющем выводе положительный потенциал, и по мере зарядки конденсатора потенциал падает и открывает управляющий сигнал на КТ315. Емкость конденсатора определяет длину вспышки, при 0,1 мкФ это примерно составит 0,01 сек, что вполне достаточно для получения необходимого оптического эффекта.

На 6-й ноге 155 микросборки будет формироваться серия импульсов, сопряженная с импульсами системы зажигания. Они попадают на управляющие электроды двух транзисторов КТ 829. Далее транзистор открывается, и через нагрузку из светодиодов потечет значительный по величине ток.

Если схема стробоскопа потребляет более 60 Вт, для охлаждения транзисторов используйте штатные алюминиевые радиаторы.

Итог, или оформление светодиодов стробоскопа для авто

Для большинства любителей самодельных стробоскопов иногда важнее скрыть факт обладания самодельной светоиллюминацией, сходной с полицейской. Поэтому зачастую сам пакет лампочек или светодиодов выполняют съемным, чтобы легко установить на капот или крышу авто. Иногда для пущей маскировки сверху такого блока одевают легкосъемный пластиковый чехол, по внешнему виду сильно напоминающий фонарь такси.

Преимуществом подобного конструктивного решения является то, что приспособление стробоскопа легко снять и даже выбросить. Стробоскоп с одетым поверх пластиковым чехлом будет напоминать фонарь таксиста и не привлечет внимания полицейских на стоянке или при случайной остановке авто на дороге.

Вторым вариантом установки является монтаж пакета светодиодов стробоскопа в область радиаторной решетки авто или в полость лампы-фары. Это более дорогой и эффектный способ, так как потребует некоторой переделки оптики авто, и в случае конфликта с правоохранителями может стать основанием для помещения машины на штрафстоянку.

Источник: https://mashintop.ru/articles.php?id=2849

Стробоскоп для установки зажигания своими руками

Как сделать стробоскопы на авто своими руками?

Стробоскопы используются на автомобилях для установки системы зажигания двигателя. Такие устройства продаются в любом автомагазине. Однако, прибор можно сделать своими руками. Процесс изготовления стробоскопа не займет много времени.

Простой стробоскоп

Стробоскоп значительно облегчает жизнь своему владельцу. С помощью него водитель с любым уровнем опыта самостоятельно отрегулирует угол зажигания. Работает устройство за счет стробоскопического эффекта — движущийся объект освещают вспышкой света.

Иметь это приспособление выгодно, поскольку это позволит регулировать зажигание самостоятельно, без обращения в сервисные центры. А это сэкономит денежные средства и время владельца автомобиля. Некоторые люди не доверяют самодельным стробоскопам, однако они ничуть не хуже простых покупных.

С «голыми руками»провести регулировку системы зажигания тяжело. Стробоскоп в разы ускоряет время настройки зажигания автомобиля. Свет в лампе стробоскопа сигнализирует, что появилась искра, а это позволяет настроить правильный угол опережения в системе зажигания.

Заводские приборы работают эффективно и безотказно, но стоят прилично. Почти во всех таких приборах дорогая лампа. Если она выйдет из строя — фактически вам придется покупать новый прибор. Между тем даже на станциях технического обслуживания некоторые мастера используют самодельные устройства.

Самые популярные заводские стробоскопы:

  • multitronics C2
  • focusF1
  • focusF10
  • astrol5

Цена таких приборов доходит до 6000 рублей. При изготовлении стробоскопа своими руками, он обойдется вам в — 600-700 рублей. Экономия средств почти в 10 раз стимулирует сделать такой прибор самостоятельно.

Как сделать стробоскоп для установки зажигания

В интернете существует множество схем, как создать простой стробоскоп своими руками. Большинство из них быстро и легко собираются, не требуя больших финансовых вложений. Одна их самых используемых схем для создания стробоскопа самостоятельно, требует следующие элементы:

  • провода из меди;
  • диодный фонарик;
  • конденсаторы с1;
  • низкочастотный диод V2;
  • специализированные зажимы;
  • тиристрор КУ112А;
  • резисторы 0.125 Вт;
  • метровый шнур для питания;
  • реле с индексом RWH-SH-112D.

Такие элементы продаются на любом радиорынке или в магазине электроники. Корпус устройства небольшого размера. Вы можете использовать основу старого фонарика. 

Последовательность действий:

  1. Надо просверлить отверстие для провода питания;
  2. К кончикам проводов необходимо припаять зажимы, соблюдая полярность;
  3. Сам датчик можно установить слева или справа;
  4. Медная проволока нужно припаять к основной жиле;
  5. Необходимо изолировать все контакты.

Такое изобретение используется для проверки свечи зажигания и работы регулятора.

Автомобильный стробоскоп и схема изготовления на светодиодах

Основой в таких устройствах считается микросхема 155АГ1. Для ее запуска необходимы импульсы с отрицательной полярностью. В таких схемах надо использовать сопротивления R3, R2, R1. Они дают ограничения на колебания входного сигнала. Продолжительность импульсов обеспечивает емкость C4 вместе с резистором R6. По стандартным настройкам это значение будет равно 2 мс. Питаться данная схема будет от аккумулятора.

Стробоскоп с использованием таймера

Чтобы самостоятельно сделать устройство с использованием таймера, необходимо приложить больше усилий, чем для простого стробоскопа. Главным достоинством такого устройства считаются постоянные световые импульсы, не зависящие от напряжения аккумулятора. Используется такой стробоскоп, как тахометр. Чтобы это сделать, необходимо переключить регулятор.

Настройки устройства

Для правильной работы самодельного устройства его надо проверить. С имеющегося устройства необходимо поставить угол опережения.

Для этого необходимо:

  • разогреть двигатель и оставить его на холостом ходу;
  • к аккумулятору подключить прибор;
  • медный датчик намотать на жилу цилиндра;
  • источник света сориентировать по специальному обозначению на корпусе;
  • отыскать неподвижную точку на маховике;
  • для совпадения двух точек надо вращать корпусом зажигания и сохранить его в определенном положении.

Основной момент при самостоятельном изготовлении стробоскопа — правильная сборка электрической схемы. Поэтому обязательно перед началом изготовления рекомендуется сперва сделать подробную схему. Она поможет избежать ошибок во время сбора устройства.

Не забывайте о технике безопасности. Стробоскоп работает под напряжением. Не допускайте, чтобы внутренние детали прибора касались его корпуса, особенно металлического.

Хорошо, если переменный резистор будет защищен ручкой из пластмассы. Хорошо изолированный Провод питания обязательно должен иметь вилку. Все детали необходимо устанавливать на специальной плате, выполненной из изолирующего материала. Расположение всех деталей не принципиально, но надо монтировать их следуя специальной схеме. Крепить все детали требуется очень аккуратно.

Памятка о стробоскопе

Если возникают трудности при изготовлении устройства, лучше всего обратиться к знающему человеку. Как альтернатива «живому» помощнику — подробный видеоурок с описание процесса изготовления и работы стробоскопа:

Источник: http://365cars.ru/tovari/stroboskop-dlya-ustanovki-zazhiganiya-svoimi-rukami.html